психология

Аутизм

Аутизм

аутизмРождение ребенка в семье – это радостное, ожидаемое событие, с которым будущие родители связывают большие планы, мечты, ожидания…

Однако, иногда вопреки всем планам даже в здоровых и благополучных семьях  появляется ребёнок, не похожий на других детей. Он не так развивается, не говорит, с ним трудно наладить контакт даже близким людям. Долгое время родители не идут за помощью, надеясь, что малыш «перерастет свои странности». Но в конечном итоге, вынужденный  поход к специалисту заканчивается «приговором». Родители узнают, что их ребенок относится к тем детям, которых мы называем детьми с особенностями психофизического развития. И одной из разновидностей таких особенностей является аутизм.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза чаще  у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах. В связи с разнообразием проявлений данного нарушения у детей последнее время выделяют целую группу подобных состояний под названием расстройства аутистического спектра (РАС).

Надо сказать, что в настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но  выделяют среди них основные:

  • наследственный фактор;
  • органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией;
  • перенесенные заболевания;
  • неблагоприятные условия воспитания и окружения;
  • психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют, при лишении родителей родительских прав.

Родители первыми сталкиваются с проблемой непохожести их ребенка на других и они должны знать основные его особенности:

  • уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;
  • характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие визуального контакта, аутисты так же не приемлют и физический контакт, реагируя на него болезненно;
  • ребёнок может производить впечатление глухого,  не обращая внимание на собственное имя, окрики и т.д.  при абсолютно сохранном слухе;
  • речь у таких детей развивается с задержкой или не развивается вообще. Иногда речь может развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;
  • ребёнок не обращается за помощью;
  • использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);
  • совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);
  • совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери, отмечается манежный бег, стереотипные движения частями тела);
  • не пытается играть в сюжетно — ролевые игры  (часами может пересыпать песок, перекладывать бесцельно предметы, не интересуется обычными игрушками, может манипулировать с неприспособленными для игры предметами);
  • такие дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:

  • неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;
  • использование периферического зрения;
  • привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);
  • ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;
  • недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции, скандированная речь;
  • склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;
  • ауисты с трудом переносят появление в близком окружении незнакомцев, реагируя на них агрессией, аутоагрессией, криком, проявлением тревоги;
  • такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.

При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, но во всех случаях аутизма превалирующим становится выраженная социальная дезадаптация, сложное приспособление к окружающему миру, крайне затруднительная интеграция в обществе.

Считается, что  в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Однако, диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет установлен диагноз,чем раньше будет начата работа с таким ребенком, тем больше шансов будет у семьи на успех. Лечение и подход к таким детям должен быть комплексным. Он включает в себя в первую очередь научение общению, коммуницированию с другими людьми, организацию личного пространства ребенка, специальные программы при обучении. В некоторых случаях может быть рекомендована и точечная лекарственная помощь при значительных нарушениях поведения.

И  если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте,что в Беларуси вы не одни. В конце 2011года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители», представители которой есть и в нашем городе.

(Visited 74 times, 1 visits today)