Ежегодно 25 апреля в разных странах мира отмечается необычный праздник – Международный День ДНК (DNA Day), в знак признания важности генетики и научных достижений, сделанных в этой области.
Такая дата была выбрана в память о том, что 25 апреля 1953 года в журнале Nature ученые Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик совместно с Морисом Уилкинсом и Розалинд Франклин опубликовали результаты исследования структуры молекулы ДНК.
Одной из самых актуальных проблем научной медицины и практического здравоохранения начала XXI века являются болезни системы кровообращения (БСК). Эти болезни занимают ведущее место среди всех причин смерти в большинстве экономически развитых странах мира. В нашей стране болезни системы кровообращения занимают первое место среди причин инвалидности.
Как установлено многочисленными эпидемиологическими исследованиями, сердечно-сосудистые заболевания появляются в результате различных факторов риска, хотя некоторые из основных факторов риска (наследственность, возраст) не поддаются изменению, других факторов можно избежать путем изменения привычек и образа жизни.
В этом году во Всемирный день здоровья, отмечаемый 7 апреля, ВОЗ решила уделить особое внимание теме всеобщего охвата услугами здравоохранения, чтобы помочь людям составить более полное представление о том, какая поддержка и какие услуги должны быть им доступны и где их можно будет получить. ВОЗ призывает людей, у которых есть доступ к качественным и приемлемым по цене услугам здравоохранения, выступать в поддержку равного доступа к услугам для всех и везде.
ВОЗ признает важную роль медицинских специалистов в содействии пониманию руководящими работниками здравоохранения имеющихся у людей потребностей в медицинских услугах, в частности на уровне системы первичной медико-санитарной помощи. Кампания по случаю Всемирного дня здоровья также может стать для министров здравоохранения и других представителей власти поводом взять на себя обязательство принять меры для устранения пробелов в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения в своих странах, а также подвести итоги уже проделанной работы.
Рождение ребенка в
семье – это радостное, ожидаемое событие, с которым будущие родители связывают
большие планы, мечты, ожидания…
Однако, иногда вопреки
всем планам даже в здоровых и благополучных семьях появляется ребёнок, не похожий на других детей.
Он не так развивается, не говорит, с ним трудно наладить контакт даже близким
людям. Долгое время родители не идут за помощью, надеясь, что малыш «перерастет
свои странности». Но в конечном итоге, вынужденный поход к специалисту заканчивается
«приговором». Родители узнают, что их ребенок относится к тем детям, которых мы
называем детьми с особенностями психофизического развития. И одной из
разновидностей таких особенностей является аутизм.
Детский аутизм – это
особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования
различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими,
речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется
утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний.
Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка,
причём в 4 раза чаще у мальчиков, чем у
девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и
социальных группах. В связи с разнообразием проявлений данного нарушения у
детей последнее время выделяют целую группу подобных состояний под названием
расстройства аутистического спектра (РАС).
Рождение ребенка в семье – это радостное, ожидаемое событие, с которым будущие родители связывают большие планы, мечты, ожидания…
Однако, иногда вопреки всем планам даже в здоровых и благополучных семьях появляется ребёнок, не похожий на других детей. Он не так развивается, не говорит, с ним трудно наладить контакт даже близким людям. Долгое время родители не идут за помощью, надеясь, что малыш «перерастет свои странности». Но в конечном итоге, вынужденный поход к специалисту заканчивается «приговором». Родители узнают, что их ребенок относится к тем детям, которых мы называем детьми с особенностями психофизического развития. И одной из разновидностей таких особенностей является аутизм.
Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах. В связи с разнообразием проявлений данного нарушения у детей последнее время выделяют целую группу подобных состояний под названием расстройства аутистического спектра (РАС).
Надо сказать, что в настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но выделяют среди них основные:
наследственный фактор;
органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией;
перенесенные заболевания;
неблагоприятные условия воспитания и окружения;
психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют, при лишении родителей родительских прав.
Родители первыми сталкиваются с проблемой непохожести их ребенка на других и они должны знать основные его особенности:
уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;
характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие визуального контакта, аутисты так же не приемлют и физический контакт, реагируя на него болезненно;
ребёнок может производить впечатление глухого, не обращая внимание на собственное имя, окрики и т.д. при абсолютно сохранном слухе;
речь у таких детей развивается с задержкой или не развивается вообще. Иногда речь может развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;
ребёнок не обращается за помощью;
использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);
совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);
совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери, отмечается манежный бег, стереотипные движения частями тела);
не пытается играть в сюжетно — ролевые игры (часами может пересыпать песок, перекладывать бесцельно предметы, не интересуется обычными игрушками, может манипулировать с неприспособленными для игры предметами);
такие дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:
неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;
использование периферического зрения;
привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);
ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;
недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции, скандированная речь;
склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;
ауисты с трудом переносят появление в близком окружении незнакомцев, реагируя на них агрессией, аутоагрессией, криком, проявлением тревоги;
такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, но во всех случаях аутизма превалирующим становится выраженная социальная дезадаптация, сложное приспособление к окружающему миру, крайне затруднительная интеграция в обществе.
Считается, что в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Однако, диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет установлен диагноз,чем раньше будет начата работа с таким ребенком, тем больше шансов будет у семьи на успех. Лечение и подход к таким детям должен быть комплексным. Он включает в себя в первую очередь научение общению, коммуницированию с другими людьми, организацию личного пространства ребенка, специальные программы при обучении. В некоторых случаях может быть рекомендована и точечная лекарственная помощь при значительных нарушениях поведения.
И если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте,что в Беларуси вы не одни. В конце 2011 года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители», представители которой есть и в нашем городе.
Почему от
туберкулеза никто не застрахован? Как понять,
не туберкулез ли это? Зачем больным туберкулезом выдают смартфон? Как часто
надо проходить флюорографию? На наши вопросы отвечает заведующий филиалом «Бобруйский
противотуберкулезный диспансер» Людмила Бочарова.
Несмотря на то, что
туберкулез по-прежнему входит в «десятку» ведущих причин смерти в мире, и им за
последние 15 лет переболели миллионы людей в мире, в Бобруйске и Бобруйском
районе этот недуг удалось взять под контроль.
Сегодня на диспансерном
учете в тубдиспансере состоит 320 больных: 260 бобруйчан и 60 жителей Бобруйского
района. Детей и подростков среди них нет.
За 2018 год был
зарегистрирован 41 новый случай заболевания в г. Бобруйске и Бобруйском районе,
тогда как еще 15 лет назад было 109, и болели дети, вспоминает Людмила
Бочарова. А в 1990-х годах таких случаев было еще больше.
«Палочка» есть у всех, но у многих она «дремлет»
Туберкулез – инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем. В 95 процентах случаев диагностируется туберкулез легких, более опасен. Внелегочный туберкулез встречается, но реже.
Лихорадка Западного Нила (ЛЗН) — зоонозная природно-очаговая арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя.
Существуют различные клинические формы ЛЗН. У большинства инфицированных людей (80%) заболевание протекает бессимптомно. У остальных часто развивается гриппоподобиая форма без поражений ЦНС. Поражение нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты) наблюдается редко (в среднем 1 на 150 случаев).
Клиническая картина и тяжесть заболевания может варьировать в зависимости от генотипа ЛЗН, контингента заболевших, возраста. Среднетяжелые и тяжелые формы ЛЗН чаще развиваются у лиц старше 50 лет. Летальность у больных с поражением ЦНС достигает 40%, в среднем 5-10%.
Основным источником и резервуаром ЛЗН в природных биоценозах являются дикие птицы водного и околоводного комплексов, в антропогенных биоценозах — синантропные птицы.
Переносчиками ЛЗН являются комары более 60 видов, принадлежащих к роду Culex, реже к родам Aedes, Anopheles, Uranotaenia, Mansonia и другие. В циркуляции вируса и сохранении его в природных очагах, участвуют также иксодовые и аргасовые клещи.
Сохранение ЛЗН в зимний период в переносчиках (комарах, клещах) — один из возможных механизмов существования устойчивых природных и антропогенных очагов инфекции. Для ЛЗН характерна летне-осенняя сезонность, что связано с периодом активности переносчиков ЛЗН.
День Конституции Республики Беларусь — государственный праздник, который отмечается ежегодно в стране 15 марта, согласно Указу Президента Республики от 26 марта 1998 года №157.
Первая Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Позже она неоднократно менялась.
Вновь отличилось кардиологическое отделение нашего учреждения. К Международному женскому дню 8 марта сотрудники отделения украсили холл, коридоры и столовую.
Более миллиарда людей по всему миру страдают от психических расстройств. И вы можете быть в их числе.
Немного статистики
Психические (или ментальные) расстройства в современном мире не редкость. По данным 2016 года, пару лет назад по всему миру насчитывалось более 1,1 миллиарда людей с теми или иными психическими заболеваниями.
Всего выделяют около 300 видов расстройств. В исследовании приведена статистика по распределению самых распространённых из них:
тревожное расстройство — 275 миллионов;
депрессия — 268 миллионов;
расстройство, связанное с употреблением алкоголя, (алкоголизм) — 100 миллионов;
расстройство приёма пищи (анорексия и булимия) — 10,5 миллиона.
Для каждой отдельной страны характерна своя распространённость ментальных расстройств. Так, например, в России первое место занимает алкоголизм, а депрессия и тревожные расстройства — второе и третье соответственно.
Как и любую другую болезнь, ментальные проблемы можно диагностировать и нужно лечить. Надеяться на авось нельзя. От этих заболеваний не избавиться за неделю с помощью таблеток и горячего чая, как от ОРВИ, и уж точно не получится сделать это в одиночку — поддержка должна быть на всех этапах.