О различных видах зависимости сказано так много



Бобруйская городская больница скорой медицинской помощи имени В.О. Морзона


Главная

Об учреждении

Режим работы

Структура учреждения

Платные услуги

Электронные обращения

Горячая линия

Административные процедуры

Здоровый образ жизни

Страничка психолога

Администрация

Контакты

Отзывы

Вакансии

Вопрос-ответ

О различных видах зависимости сказано так много

О различных видах зависимости сказано так много, что, кажется, больше и сказать нечего. Практически так  и есть. Все слышали о вреде наркотиков, алкоголя, курения, многие знакомы с последствиями шопоголизма, трудоголизма, лудомании (игровой зависимости), зависимости от просмотра телевидения. Немного меньше читателей слышали о зависимости от еды, загара, любовной зависимости  т.д. Понятно, что количество различных видов зависимости много, и вероятно их количество будет расти и дальше. А вот о том, почему эти зависимости развиваются и откуда берутся, знают не все. Давайте попробуем приоткрыть завесу над этой не совсем приятной и пугающей многих тайной.

Итак, ученые всего мира приходят к единому мнению, что все зависимости имеют общие корни и напрямую связаны с конкретным типом личности и условиями ее роста и формирования. Всё разнообразие причин, способствующих формированию и развитию болезней зависимого поведения можно разделить на три группы: биологические, психологические и социальные. Они тесно переплетаются между собой и в одинаковой мере участвуют в развитии заболевания на всех его этапах.

Потребление алкоголя, психоактивных веществ – это, с одной стороны, проблема, связанная с особенностями индивида (биологическими, физиологическими, психическими, возрастными), с другой – с окружающей его средой (макросоциальные и микросоциальные факторы) и, в конечном итоге, с характером взаимодействия между ними. В механизме развития болезней зависимого поведения имеют значение все факторы, откладывая отпечаток на клинические проявления, особенности течения и прогноз.

Биологические предпосылки к развитию болезней патологической зависимости лежат:

    • в способности организма человека к выработке собственных, эндогенных, психоактивных веществ, участвующих в формировании настроения, особых эмоциональных переживаний, обезболивании и т. д.;

 

    • в наличии специфических на уровне клеток рецепторов, вступающих во взаимодействие с психоактивными веществами;

 

  • в особенности продукции ферментов, регулирующих процессы метаболизма (распада) психоактивных веществ в организме (например, при распаде алкоголя — алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, каталазы и др.).

В основе развития болезней патологической зависимости лежит способность психоактивных веществ, подобных или тождественных эндогенным, оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему и вызывать изменение психического состояния.

Всем известен факт, что многие пробуют психоактивные вещества,  но продолжают употреблять с последующим развитием заболевания только те, у кого есть биологический радикал предрасположенности. У детей и кровных родственников алкоголиков и наркоманов вероятность наркологических заболеваний в четыре-шесть раз больше, чем у детей и родственников здоровых.

Отмечено, что началу злоупотребления и развитию болезней патологической зависимости способствует наличие церебральной недостаточности (последствия нейротравм, нейроинфекций, слабоумие). Формированию и развитию болезней патологической зависимости так же способствуют психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.).

Мужчины страдают наркологическими болезнями, в среднем, в пять раз чаще, чем женщины, но течение заболевания у женщин более злокачественное. Болезни патологической зависимости, начинающиеся в подростковом возрасте, также характеризуются злокачественным течением.

В общей сложности, биологические факторы — это генетические, конституциональные и психобиологические особенности организма (наследственные, врождённые и приобретённые заболевания, особенности конституции, и в первую очередь – особенности эмоциональной сферы, эндокринной, нервной систем и т.д.), т. е. проблемы, связанные с психическим и физическим здоровьем.

Психологические факторы можно разделить на три группы:

    1. личностные особенности, способствующие началу потребления психоактивных веществ и развитию болезней патологической зависимости — различные психопатии и акцентуации личности (лица с определенными выраженными, либо нивелированными чертами характера, не доходящими до уровня патологических отклонений). Так, формирование раннего алкоголизма и его злокачественное течение наблюдается при психопатиях и акцентуациях эпилептоидного, неустойчивого и психастенического типа.

 

    1. факторы, влияющие на вероятность развития злоупотребления или заболевания в процессе развития и формирования личности.Процесс формирования личности имеет критические моменты, этапы, предрасполагающие к началу потребления психоактивных веществ.Первый этап совпадает с этапом раннего детства — от одного до трех лет. На этом этапе основным способом познания мира, социальных отношений является подражание. Если ребенок наблюдает у окружающих его взрослых людей явную связь между употреблением алкоголя и появлением состояния радости, счастья, удовлетворенности, то у него формируется эта же самая связь.Второй этап совпадает с возрастным этапом младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок активно изучает мир, познает его через свой чувственный опыт. Дети пытаются узнать как можно больше и переработать эту информацию в группе сверстников в виде игры. На этом этапе наблюдается в основном потребление веществ, дающих чувственные переживания (летучие психоактивные вещества — бензин, растворители), активный переход с одних психоактивных веществ к другим и, как правило, групповое их потребление.Третий этап — подростковый возраст, начало самоактуализации, индивидуализации человека. Этот период сопровождается появлением тревоги, опасений, стеснительности в общении и может стать причиной ситуационного употребления психоактивных вешеств с целью облегчения своего состояния. Кроме того, эти же процессы приводят к идентификации подростками себя с «взрослыми» и потребности признания обществом своей взрослости. Достигается же это, по мнению подростков, разрешенным «взрослому» поведением: курением, употреблением психоактивных веществ, ранней половой жизнью. С другой стороны, в этот период потребление психоактивных веществ может быть вызвано желанием противопоставить себя обществу.

 

  1. особые психологические состояния (реакции на стресс, фрустрации), при которых человек прибегает к приёму психоактивных веществ с целью облегчения своих переживаний.

    На приобщение к потреблению ПАВ оказывают влияние следующие индивидуальные психологические факторы: неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей, стремление противопоставить себя обществу, игнорирование морали и понятий о добре и зле, жизненный цинизм, зависимое и аутоагрессивное поведение, жизненная незрелость, отсутствие самодостаточности и несамостоятельность, несформированность целей и смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений; преобладание гедонических и потребительских установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться и т. д.

И  конечно мы находимся в прямой зависимости от социума, в котором существуем. При этом социальные факторы можно разделить на макросоциальные и микросоциальные.

Макросоцuальные факторы отражают экономическое, политическое и культурное состояние общества и включают в себя политику государства в отношении потребления тех или иных психоактивных веществ: правовые отношения, религиозные, культурные, исторические, пищевые традиции, воспитательные, образовательные, социальные государственные программы.

Микросоцuальные факторы. На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывают: семья (структура, экономическое положение, позиции членов семьи к употреблению психоактивных веществ, культурные, морально-этические, нравственные традиции, проводимый воспитательный процесс, патологические формы воспитания — гипоопека, гиперопека, гиперпротекция), а так же различные социальные группы (школа, училище, ВУЗ, армия, дворовая компания, «тусовка» по интересам — фаны, панки, хиппи, байкеры, реперы и др.).

Очень значителен фактор семейный: употребление родителями психоактивных веществ, семейная нестабильность, проблемы внутрисемейного общения;

Зависимость вообще – это неспособность обходиться без чего-либо, подчинённость чужой власти при отсутствии самостоятельности и свободы.

Беда еще и в том, что мы живём в искусственном мире, где господствует идеология потребления, ориентация на социальный успех, престиж, комфорт и т.п. И наша главная задача — раскрыть свою истинную природу, использовать свой потенциал, выполняя жизненное предназначение, не смотря на все выше перечисленное, что могло бы повлиять на наше развитие и формирование. А так же, поставив перед собой вопрос, «согласен ли я быть рабом и зависимым?», найти на него единственно правильный ответ.