Аутизм



Бобруйская городская больница скорой медицинской помощи имени В.О. Морзона


Главная

Об учреждении

Режим работы

Структура учреждения

Платные услуги

Электронные обращения

Горячая линия

Административные процедуры

Здоровый образ жизни

Страничка психолога

Администрация

Контакты

Отзывы

Вакансии

Вопрос-ответ

Аутизм

Рождение ребенка в семье – это радостное, ожидаемое событие, с которым будущие родители связывают большие планы, мечты, ожидания…

Однако, иногда вопреки всем планам даже в здоровых и благополучных семьях  появляется ребёнок, не похожий на других детей. Он не так развивается, не говорит, с ним трудно наладить контакт даже близким людям. Долгое время родители не идут за помощью, надеясь, что малыш «перерастет свои странности». Но в конечном итоге, вынужденный  поход к специалисту заканчивается «приговором». Родители узнают, что их ребенок относится к тем детям, которых мы называем детьми с особенностями психофизического развития. И одной из разновидностей таких особенностей является аутизм.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза чаще  у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах. В связи с разнообразием проявлений данного нарушения у детей последнее время выделяют целую группу подобных состояний под названием расстройства аутистического спектра (РАС).

Надо сказать, что в настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но  выделяют среди них основные:

    • наследственный фактор;

 

    • органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией;

 

    • перенесенные заболевания;

 

    • неблагоприятные условия воспитания и окружения;

 

  • психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют, при лишении родителей родительских прав.

Родители первыми сталкиваются с проблемой непохожести их ребенка на других и они должны знать основные его особенности:

    • уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;

 

    • характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие визуального контакта, аутисты так же не приемлют и физический контакт, реагируя на него болезненно;

 

    • ребёнок может производить впечатление глухого,  не обращая внимание на собственное имя, окрики и т.д.  при абсолютно сохранном слухе;

 

    • речь у таких детей развивается с задержкой или не развивается вообще. Иногда речь может развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;

 

    • ребёнок не обращается за помощью;

 

    • использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);

 

    • совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);

 

    • совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери, отмечается манежный бег, стереотипные движения частями тела);

 

    • не пытается играть в сюжетно — ролевые игры  (часами может пересыпать песок, перекладывать бесцельно предметы, не интересуется обычными игрушками, может манипулировать с неприспособленными для игры предметами);

 

  • такие дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:

    • неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;

 

    • использование периферического зрения;

 

    • привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);

 

    • ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;

 

    • недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции, скандированная речь;

 

    • склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;

 

    • ауисты с трудом переносят появление в близком окружении незнакомцев, реагируя на них агрессией, аутоагрессией, криком, проявлением тревоги;

 

  • такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.

При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, но во всех случаях аутизма превалирующим становится выраженная социальная дезадаптация, сложное приспособление к окружающему миру, крайне затруднительная интеграция в обществе.

Считается, что  в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Однако, диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет установлен диагноз,чем раньше будет начата работа с таким ребенком, тем больше шансов будет у семьи на успех. Лечение и подход к таким детям должен быть комплексным. Он включает в себя в первую очередь научение общению, коммуницированию с другими людьми, организацию личного пространства ребенка, специальные программы при обучении. В некоторых случаях может быть рекомендована и точечная лекарственная помощь при значительных нарушениях поведения.

И  если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте,что в Беларуси вы не одни. В конце 2011года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители», представители которой есть и в нашем городе.